Цена перевода от 165 руб. за 1500 символов
Сертифицированы польской госкомиссией, удостоверяющей знание польского языка

Звоните нам: 8-10-33-6921644

или по Skype: yuri.zurawowicz

Не платите за звонок: Закажите обратный звонок
Есть вопросы - напишите нам: dompolski@tut.by

Отправьте запрос: Сделать заказ

5 причин почему выбирают нас
I) Белорусские ценыII) Только польский языкIII) Любые сферы переводаIV) 12 сотрудниковV) Преподаватели и граждане Польши

ДИНАСТИЯ ПЯСТОВ ПОЛЬША ЧАСТЬ 11

Польская культура Х-ХII

 

Страна и люди. „Страна эта хотя и очень леси¬ста, однако изобилует золотом и серебром, хлебом и мясом , воздух в ней целителен, пашня плодородна, леса изобилуют медом, воды - рыбой, где воины бесстрашны, крестьяне трудолюбивы, кони выносливы, волы пригодны к пашне, коровы дают много молока, а овцы шерсти", - так прекрасно описал свою вторую родину иноземный монах Галл Аноним. Обширные территории покрывала пуща, так что дерева было под достатком; его использовали в качестве строительного материала, но деревянные дома того времени значи¬тельно отличались от современных. Жилища как бы выплетали из тонких древесных веток и обмазывали глиной; небольшие оконца затягивали рыбьими пузырями, вход закрывала переносная стенка, напоминавшая ширму. Возводились также солидные дома из толстых бревен; они были теплее, прочнее, но и гораздо дороже.

Деревянное зодчество зародилось в городах и уже оттуда стало проникать в деревни, жители которых охотно переходили из темных и холодных мазанок в более удобные жилища. На фоне деревянного ландшафта не могли не впечатлять каменные строения, выдержанные в распространенном тогда во всей Европе романском стиле. Владетельные князья сооружали руками иноземных мастеров великолепные каменные замки, дабы подчеркнуть свое богатство и могущество. Их видимые издалека укрепленные резиденции с мощными стенами из тесаного камня, небольшими, расположенными в верхних частях стен сводчатыми окнами царили над всей округой. Внутри располагались огромные парадные залы, предназначенные для встречи и приема иностранных монархов и послов, но были и покои поскромнее, где правители принимали своих подданных. Мрачный и суровый интерьер украшали висевшие на стенах ткани, богато расшитые золотом и даже инкрустированные драгоценными камнями. По вечерам помещения освещались дрожащим пламенем свечей; полы были устланы коврами и шкурами, что утепляло холодные залы и делало их более уютными. К дворцам и замкам примыкали часовни в виде ротонды, то есть круглые в плане, где священники совершали богослужения для монарха и его приближенных перевести на польский язык с русского языка.

Общедоступные храмы строились за пределами резиденции правителя. По велению и на средства князя возводились монументальные строения - каменные кафедральные соборы, фасад которых был всегда обращен на восток, в сторону Иерусалима, где находился гроб Господень. По сравнению с жилыми помещениями интерьер храма поражал своими размерами. Его стены украшали мозаика, фрески и скульптуры, славившие могущество Бога; в кафедральных сокровищницах хранились ценные предметы церковного обихода: чаши, ризы, реликварии, а также драгоценности и меха, пожалованные светскими лицами.

Кафедральные соборы были центрами просвещения. При них открывались школы, где обучались будущие служители культа, создавались библиотеки, где хранились переписанные вручную и богато иллюминированные богослужебные книги, учебники латинской грамматики, трактаты отцов церкви и даже сборники античной поэзии. Именно в храмах были написаны по-латыни, на литературном языке той эпохи, первые хроники и календари, запечатлевшие наиболее знаменательные события из жизни династии и государства. Так зародилось польское летописное творчество, первым выдающимся представителем которого был Галл Аноним, придворный хронист Болеслава Кривоустого. Его летопись, поражающая красотой стиля, прославляет достойные подражания подвиги владык в духе обязывавших тогда литературных канонов, воспевает любовь к отечеству, воздает хвалу его защитникам. Просветительской деятельностью занимались также монастыри. Монахи, жившие в бенедиктинских аббатствах, знакомили местных жителей с новейшими достижениями в области сельского хозяйства, в монастырских садах возделывали новые сорта лекарственных растений, пользуя ими окрестных жителей. Нередко в женских монастырях обучались до замужества девушки из знатных семей. Духовным лицам поручалось выполнение многочисленных обязанностей при дворе верховного князя, в том числе воспитание его сыновей. Правители придавали огромное значение образованию своих наследников, например Мешко II знал латынь и греческий. Именно ему швабская принцесса Матильда подарила книгу о литургии Католической церкви, с похвалой отозвавшись в приложенном письме о заслугах польского короля перед христианством. Двор монарха был также центром воспринятой с Запада рыцарской культуры. Сыновья феодальной знати, находясь при дворе, учились владеть оружием, знакомились с рыцарскими обрядами. Главным из них было посвящение в рыцари, что перед наследниками престола и юношами из знатных родов открывало путь, ведущий к достижению чести и славы. По достижении соответствующего возраста оруженосец, то есть юноша, пожелавший стать рыцарем, готовился, в посте и молитве, к церемонии опоясывания мечом. Во время торжественного богослужения в кафедральном соборе г. Плоцка король Болеслав Кривоустый был посвящен отцом в рыцари. „И не только он один в этот день получил от отца рыцарский пояс, но из любви и уважения к сыну отец даровал оружие и многим его сверстникам", - отметил хронист. Рыцар¬ский кодекс оказал сильное влияние на весь дворцовый церемониал, ибо был неотделим от христианской морали и устанавливал нормы поведения, обязательные даже на поле брани. Нарушивший их покрывал себя позором и бесславием. Рыцарские идеалы, подвиги предков и легендарных героев воспевались в песнях, исполняемых во время пиров под звуки музыки.

Важным элементом тогдашней жизни была одежда, - она позволяла определить место человека в обществе, его семейное положение. Мужчины одевались в рубахи и штаны, поверх набрасывали длинные накидки (туники), зимой в полушубки из овчины или плащи в виде пелерины. Женщины носили длинные прямые платья, чулки, связанные крючком или сшитые из полотна. Богатые люди отдавали предпочтение дорогим тканям яркого цвета - красного, зеленого, голубого или фиолетового, украшенным шитьем и пуговицами из драгоценных металлов; наряд дополняли тяжелые цепи, перстни и прочие украшения. Замужние женщины закалывали собранные в пучок волосы высоко на макушке и обязательно покрывали голову. Девушки носили волосы распушенными или заплетали в косы, украшая их лентами и бантами. Христианская культура, быстро воспринятая зажиточными слоями, гораздо медленнее проникала в широкие круги общества. Однако языческие обряды постепенно вытеснялись церковными церемониями по случаю крестин, венчаний и похорон, что привязывало людей к новой вере и новой морали. Распространению христианства способствовало и то, что среди служителей культа было все больше поляков, равно как и принятие новой религии князьями и феодалами, примеру которых следовали простые люди.

Польская культура эпохи первых Пястов, совмещая в себе иностранные влияния и самобытные начала, постепенно вливалась в русло западной культуры. И хотя не расцвело еще собственное художественное и историографическое творчество, для его подъема в грядущем, XIII столетии был уже создан солидный фундамент переводчик на польский язык.

ДИНАСТИЯ ПЯСТОВ ПОЛЬША ЧАСТЬ 11. Польская культура (Х-ХII)